Игры вечного разума

В этой статье будут затронуты такие темы как: парадоксальность момента «сейчас», иллюзорность мира, «сущность» нирваны и роль высшего разума в человеческой жизни. Здесь я хотел бы обобщить выводы из двух статей о структуре сознания и реальности. Одна из статей «Реальности не существует» повествует об иллюзии времени. И вторая статья «Иллюзия выбора и спонтанная деятельность ума» повествует о механичности, или же иначе, об абсолютной спонтанности жизни как таковой.
Парадокс момента “сейчас”
Для любого явления необходим промежуток времени. Например, иногда, чтобы добраться из одного места, в другое, необходим час времени. Когда вы на пол пути к месту назначения, вы можете измерить пройденный путь во времени, тридцать минут которого стали вашим прошлым, и тридцать минут которого до места назначения являются предполагаемым будущим. Однако при этом вы всегда остаетесь в настоящем моменте, в котором будущее и прошлое для человека существуют лишь на уровне мысли.
Парадокс в том, что, если, как уже было замечено, для существования любого явления нужен промежуток времени, настоящего момента (между прошлым и будущим) не существует вообще. И в то же время, настоящий момент является единственной реальностью. Момент сейчас – это само существование. В учении адвайты это – Атман. На нашем языке – это бытие, «ощущение» того, что вы существуете. Мы живем в этой парадоксальной реальности, даже не замечая чуда существования разных форм, которых априори просто не должно быть. То, что формы есть, и то, что мы ощущаем движение – величайший парадокс.
Жизнь всегда есть сейчас. Однако в этом сейчас умещаются мириады форм. Мы видим, как движутся формы, и это подразумевает наличие прошлого и будущего. Мы видим прошлое и будущее, происходящие в непрерывном настоящем.
Сознание в мире, или мир в сознании?
Реальность для человека – проявление его сознания. То, как и что человек воспринимает – является “движением” его сознания. Если вы видите, как летит птица, это означает, что в вашем сознании возник образ летящей птицы. То, что птица летит, - это проекция, мысль о том, что существует реальность, в которой птица движется по воздуху. О том, существует ли это движение реально за пределами этой мысли, сказать на уровне слов в точности почти ничего нельзя. Если другой человек эту птицу увидит, что якобы станет подтверждением реальности этого явления, на самом деле это значит лишь то, что в сознании этого человека возник схожий образ. Для вас же, этот другой человек, с его образами, также является лишь еще одним образом в вашем сознании. Все обыденные доказательства, отражают лишь условную «истину» на относительном уровне, в котором человек привык ориентироваться и воспринимать иллюзию движения, как окончательную “устойчивую” реальность.
Нирвана
Глядя внимательно в настоящий момент, сознание способно обнаружить факт условности существования, как самого сознания, так и форм, которые в нем возникают. Существование, или отсутствие существования – лишь очередные образы в сознании. Когда нет этих образов - нет ни бытия, ни небытия. Все явления, возникающие в сознании, включая огромный мир, в котором сознание живет – просто образы самого этого сознания. Сознание «пребывает» в мире, который является – образом этого самого сознания.
И здесь вспомним, что для существования любого явления необходим какой-либо промежуток времени. Образно это можно представить как сферу времени, края которой отдалены друг от друга промежутком времени, которое необходимо для проявления какого-либо события в данной сфере. И чем ближе сознание к восприятию истины настоящего момента, тем ближе края сферы времени смещены друг к другу. В движении, протянутом на пять минут, края сферы времени отдалены друг от друга на пять минут. В движении, которому необходима доля секунды, края времени для обыденного человеческого восприятия почти сливается воедино. Если представить себе момент равный одной миллиардной секунды, можно образно обозначить этот промежуток времени, как момент, приближенный к истине вплотную. Тотальный «момент сейчас» не имеет промежутков времени. Мы живем сейчас. В буддизме проживание этой истины вне времени называют «вхождением» в нирвану и просветлением. И если при этом не теряется связь с иллюзорным миром, сам этот мир воспринимается, как стороннее явление, в котором все случается спонтанно само собою. Все явления спонтанны, потому что в настоящем нет времени, которое необходимо для приготовлений и обдумываний. В настоящем нет времени, чтобы сделать выбор. Поэтому выбор происходит совершенно спонтанно, так же, как шелестят листья на ветру. Это выход за пределы кармического круга, обусловленного причинно-следственными связями. У того, кто не делает, нет кармы. Тело действует, ум действует, но сознание просто наблюдает.
Если этот образ не понятен, можно представить себе уровень атомов, на котором нет человека с его иллюзией деятеля, нет личности, которая сомневается. Там есть лишь элементарные частицы. И я никому не советую стремиться к познанию реальности именно на этом уровне, когда разоблачается все человеческое. Вся романтика и красота пути здесь разоблачается так же, как и все человеческие чувства. Если что-то имеет смысл и ценность, то это – святая безусловная любовь, на которую способен человек. Нирвана – это не пустота. Это, как говорят индуисты: «Ни то, ни это». Но это не «ни то ни се, ни рыба, ни мясо». Это именно нечто – за пределами всего, что можно констатировать как что-либо.
Кукловоды
Наши мысли приходят к нам спонтанно. Мы не планируем мысль, которая появляется в настоящий момент. Мысль просто приходит. Мы не осознаем, как и откуда она пришла. Мы подобны программе, которая просто действует в силу своих данных. И здесь я смею утверждать, что существует разум, который направляет все наше мышление из необозримого будущего. И этот разум выше нашего человеческого разума на много порядков. Однако и сам этот разум управляется в силу своих запредельных качеств, которые являются спонтанным и парадоксальным проявлением реальности здесь и сейчас.
© Игорь Саторин
Статья “Игры вечного разума” написана специально для progressman.ru