Тонкий мир и духовное развитие

Опубликовал: Игорь Саторин, дата Апрель 10th, 2009
Религии, духовность, эзотерика, - все это наши способы ощутить тонкий мир. Духовное развитие напоминает устремление к единственной тонкой «правильной» линии действия в бесконечности многомерных вариаций. Возможно ли это? «Упущение» идеального – один из основных страхов ума. Противоречивый ум может лишь стремиться к идеальному положению дел, но в силу своей же двойственной природы, он этого избегает, балансируя между хаосом и порядком. Знать, что и как делать объективно невозможно. Все, что правильно, является таковым условно. Мы можем знать, что делать, как говорить и действовать лишь приблизительно. Мы можем только пытаться действовать верным путем, но даже самые точные действия теряют очертания, когда мы пытаемся разглядеть их грани и переходы одного в другое. Поэтому каждое действие – интуитивно. Хоть мы и говорим об интуиции лишь в исключительных случаях, когда вдруг осознаем, что действительно не знаем, как это происходит, в действительности все вообще происходит интуитивно, или иначе - спонтанно.
Балансирование
Интуитивная созерцательность - способ восприятия, который позволяет удерживать внимание в тонком мире. Поэтому духовное развитие подразумевает практику ментального аскетизма и созерцания. Бесполезно пытаться понять, как созерцать не думая. Это просто происходит, когда мы к этому привыкаем. Но это не привычка ума, привязанного к объектам, это – беспрепятственное спонтанное движение, в которое мы не вмешиваемся собственным «знанием». Привычные, земные мысли слишком тяжеловесны для тонкого мира, и неизбежно заземляют. Один из вернейших способов перейти к интуитивной осознанности тонкого мира – это отцепиться от знания. Любая мысль – это ошибочное, относительное знание, призрачное отражение реальности. Если вы «знаете», вы упускаете истину. Все – обман. Даже мимолетный оттенок такого «знания» повергает в иллюзию. Истинное знание за пределами мышления. Поэтому и сам текст – лишь еще одно шевеление в океане иллюзий жизни, лишь ступенька в мире вывесок и указателей с надписью «истина».
Когда мы познаем явление, мы узнаем его как пустотное, не имеющее основы. На обывательском уровне - это взросление. Для ребенка игрушки являются символами, несущими определенную загадку. Он проецирует на них свои собственные индивидуальные образы. Когда эти образы познаны, он немного вырастает, и обзаводится другими игрушками плотного мира: машины, квартиры, домашняя техника, интернет и др. Аналогичные процессы происходят и во взаимоотношениях. Человеку интересно общаться с тем, кто несет новую энергию, и влюбляется он в того, в ком есть загадка. Все это - интересно до тех пор, пока этот уровень энергетики не познан. С одной стороны познание проявляется как разочарование, с другой как успокоение. Другие факторы – повышение интеллекта, силы различения, открытие новым более тонким переживаниям.
Однако даже в обыденных явлениях есть разные уровни духовного постижения. Поэтому, когда мы действуем осознанно, удерживая созерцание, для нас одинаково интересными становятся все явления жизни. Можно мыть посуду, или прибираться в доме, осознавая при этом течение мыслительных процессов, сопротивление эго, или напротив - приятие. Когда все это преодолено, вы наслаждаетесь тончайшим созерцательным осознанием реальности во всех действиях. Так тонкий мир проникает в земную жизнь.
Тонкий мир и мирская «суета сует»
Если человека в пустую комнату на продолжительное время, он будет страдать, т.к. не встречает там объектов, на которые может проецировать свое мышление и эмоции. Но существует вероятность, что таким образом будет очищаться поверхностный слой сознания, вся грубая ментальная шелуха без подходящих для нее образов вылетит. Тогда включатся более тонкие уровни восприятия, не нуждающиеся в конкретных внешних объектах. Это - практика аскетов. Каждый в определенное время жизни относительно осознанно вынужден проявлять аскетизм. Духовный аскетизм – это сознательное действие по переносу сознания в тонкий мир.
На некоторых этапах мудрость жизни действительно может приводить к печали. Так происходит, когда мы познали привычные игры как бессмысленную “суету сует”. Но это лишь переходный этап. Печаль возникает по той причине, что мы по-прежнему тянемся к игре, но на более тонком уровне, и не находим подходящих образов. Некоторые люди по этой причине имеют страсть к алкоголизму и наркомании, чтобы притупить эту тягу, или временно удовлетворить ее, погрузившись в другую реальность (см. статью «Развитие сознания и вредные привычки»). Однако по возвращению, обыденность наваливается еще большим весом. В алкоголе, сигаретах и наркотиках нет спасения.
Можно пробовать балансировать и найти себе подходящее хобби, которое не вредит здоровью. Лучший вариант - это творчество и помощь другим. Однако без сознательного роста и духовного развития на определенном этапе просто не обойтись. В некоторых случаях для этого даже не обязательно быть поклонником учений и религий. Каждый, в конце концов, обретает свой собственный индивидуальный путь в тонкий мир, связанный с постижением определенного спектра сознания жизни.
Иллюзии тонкого мира
Часто, в начале пути, когда мы практикуем созерцание, слушаем возвышенные речи, музыку, или находимся в благоприятной компании, мы временно погружаемся в вибрации тонкого мира, - в более высокое пространство жизни, включаем тонкие энергетические каналы. Затем, мы выходим на улицу, и на нас наваливается серая действительность. И может показаться так, что эта “действительность” и есть реальность, а все, что было до нее и после - просто временные иллюзии, какое-то мимолетное спасение, в котором загоралась эфемерная надежда. Необходимо уяснить себе в самом начале пути, что как наши временные побеги в “духовное”, так и эта серая «действительность» - оба переживания одинаково иллюзорны.
Все это энергия, основа которой пустотна. В конечном счете, даже серая масса человеческого сознания - это божественное бытие тонкого мира, истинная духовная жизнь и необъяснимое чудо реальности. Просто мы к этому привыкли. Привычка говорит нам, что это нормально, потому что это происходит каждый день. Поэтому - это “реально” и “неминуемо”. Кажется, почти невозможно это преодолеть, настолько оно плотное, большое и тяжелое. Где-то во всем этом нам грозит обреченность, для кого бедность, для кого серый быт и тяжелое общение с близкими, которые не понимают. Иногда это состояние не имеет четкой формы, и не соответствует конкретному событию как внешней причине, а переживается просто как нечто непреодолимо тяжелое. Это - наша земная “карма”, которую мы сами поддерживаем, когда верим в незыблемость этой иллюзии.
В ходе повествования я иногда беру слова в кавычки, это делается с целью - подчеркнуть, что все не совсем то и не совсем так, каким кажется. Эта “нерушимая” серая масса обыденности держится потому, что мы сами боимся нового, и цепляемся за то, что знаем. Эта серая масса – не является реальностью, в которой живут все. Это всего лишь очередная проекция маленького, индивидуального сознания.
Когда это переживание снова случается не стоит отчаиваться. Хоть в это время и может показаться, что жизнь для вас окончена, и ничего другого никогда не будет. На самом деле подобное переживание также мимолетно, как и любая мысль. Важен и тот момент, что само по себе это переживание - это также аспект земного обучения, это все та же – духовная жизнь, земные уроки тонкого мира. На этом этапе Вы приобретаете иммунитет от смерти. Страдание не случается зря, в это время Вы отрабатываете карму, и постепенно продвигаетесь выше на духовном пути.
Ощущение обычной реальности - иллюзия, просто мимолетная энергия в сознании. По улице идут десятки людей и у каждого своя иллюзия, свое индивидуальное мироощущение, в зависимости от прожитого опыта, от проявления текущей “кармы”. Все переживания, все состояния - иллюзия. Просто к некоторым вы привыкли больше, и потому считаете их нормальными. Не существует ничего нормального, все состоит из энергии. Все есть божественное присутствие тонкого мира.
Будьте свободны, рассматривайте каждое состояние в истинном свете, как временное и преходящее. Не стоит смаковать печаль, но и в радости должно быть спокойствие. Не пытайтесь переделать других из желания облегчить свою жизнь, или заставить их понять вас, – это невозможно. Каждый растет как цветок! Если вы сами изменитесь, то вместе с вами изменится вся жизнь. Реальность – это и есть вы сами.
Первая мысль тонкого мира
Если вы хотя бы в какой-то мере ощущаете иллюзию и обман привычного мира, вы приближаетесь к духовной свободе. Лишь осознав ум, как бессмысленное, эфемерное отражение неописуемой действительности, вы перестаете беспокоиться и страдать, т.к. знаете, что жизни, какой ее видит человек,- не существует. Самого человека не существует. Нечто, эхо действительности, мириады теней и отражений, собираются и спонтанно взаимодействуют, затем непостижимым образом находят общий центр, и тогда появляется первая мысль. О чем же эта мысль?
Свет жизни (атман в учении “адвайта”) всегда освещал игру этих бесчисленных отражений, из вечности в вечность, не нуждаясь ни в каких именах и определениях. Однако тонкая игра энергии создала первую мысль, которая и была мыслью об этом свете. Эта мысль - «я». Она является первым «знанием», началом и корнем иллюзии жизни. Лишь когда мы не знаем тотально, понастоящему, тогда открывается истина, эта истина – и есть истинное «Я» - свет жизни. Мысль об этом «Я» - ничтожный блик, символ жизни, но не сама жизнь.
Когда свет духовной жизни проникает глубже в игру отражений, она начинает высвечиваться в истинном свете. Чтобы разоблачить то, что казалось цельным и реальным, нужно это познать, увидеть все составные части. Таким образом «неизбежная» реальность человека на деле оказывается игрой света и тени. Внимательное созерцание высвечивает все аспекты человеческой жизни, проникая в их составляющие.
По мере углубления этого процесса, грубое «я» растворяется, и мы постепенно растождествляемся с тем, что считали собою, проникая все глубже в глубины тонкого мира. После нескольких месяцев регулярной практики созерцания вы начинаете осознавать, как происходит перенос внимания с поверхностных слоев личности на глубинные. Вы отпускаете грубое знание в пользу более тонкого, и может возникнуть ощущение, словно до этого момента многие часы были проведены в шуме и хаосе, которыми было поглощено сознание. Теперь вы очнулись, и смотрите на эту сферу суеты со стороны. Со временем, почти аналогичный процесс произойдет и с этим тонким уровнем знания, тогда вы переходите к еще более расслабленному и естественному присутствию в настоящем моменте.
Духовный путь– это углубление осознания собственного присутствия в настоящем. По мере продвижения на пути, вы углубляетесь в тонкий мир и осознаете собственную суть все более ясно. Ваше сущность - всегда пребывает в тонком мире. В конечном итоге вы отпускаете даже самое тонкое и глубокое знание в пользу знания, неограниченного формой. Тогда любое действие, даже то, что казалось нам лишь относительно правильным, ощущается, как идеально возможный вариант, который неизбежно осуществляется.
Для человека основная задача – увидеть истинный источник всех его волнений. Основная игра - это его собственное “я”! По мере углубления постигающей мудрости в распознавании уровней и аспектов реальности, мы вдруг обнаруживаем, что все-все это центрировалось в одной неуловимой точке. Все явления и объекты жизни, словно куклы были подвешены за нити к этой точке. “Я” это самая главная волна - источник всех движений, желание, заключенное в самом себе и к себе же ведущее. Всматриваясь в источник всего, мы приходим к “я”, мы подходим к истинной духовной жизни. Когда мы удерживаемся на этом тонком уровне, мы, наконец, распознаем то, что заставляло нас метаться от центра к бесконечным бессмысленным следствиям. Основная практика на этом пути - это пристальное всматривание и созерцание, иначе - концентрация и медитация.
Практика постижения “я” в истинном свете, как пустоты, не имеющей опоры, дарует легкость, беспричинную нескончаемую радость и блаженство. Вы осознаете, что вас не существует, но это не имеет ничего общего с тем, что человек думает о смерти. В этом нет мрака, или падения. На самом деле только так вы и начинаете жить по-настоящему. Это - переход от “я” иллюзорного к тонкому миру высшего, реального “Я”. Распознав эго, как пустотную вибрацию, мысль, вы существуете как нечто запредельное любым описаниям.
© Игорь Саторин
Статья “Тонкий мир и разочарование в мирском” написана специально для progressman.ru
При использовании материалов обязательна активная ссылка на источник.
Адрес документа на сайте: http://progressman.ru/2009/04/duxovnaya-zhizn/